украшения на вистле, краткое но довольно-таки внятное объяснение.)
Здесь это лежит чтобы я не потеряла...ну и другие "свистящие" тож могут ознакомиться)))
Орнаментация вистловОрнаментации наиболее используемые при игре на висле - это tаp, cut и roll.
Тэп и кат, как правило выделяют акцентируемый звук, а роллами орнаментируют более длинные (по отношению к остальным в мелодии) звуки.
Важно заметить, что в ирландской музыке практически все орнаментации делаются не языком а пальцами (как и вибрато). Смею предположить что вислеры обязаны этим волынщикам, у которых нет другой возможности кроме как орнаментировать пальцами.
И так, вступление закончилось, теперь часть практическая:
Cut:
орнаментируемой (выделяемой) ноте предшествует нота стоящая выше в звукоряде.
Пример:
Сыграем ход из двух нот < E B >, вторая будет орнаментирована Cutом:
< E (C#) B > где c# - это cut, на котором задерживаться не тоит, он должен быть минимально коротким.
На пальцах это выглядит так:
XXX XX0 - E
000 000 - C#
X00 000 - B
Tаp:
Менее выразительно чем Cut и используется реже.
орнаментируемой (выделяемой) ноте предшествует нота стоящая ниже в звукоряде.
Пример: B (D) E
Roll:
Наиболее выразительная фишка, благодаря которой ирландская музыка становится узнаваемой.
Roll есть переменное чередование Tфp и Cut. Как уже говорилось roll, часто, используется для украшения длинных нот, которые, благодаря ему, превращаются в переливчатые. Хотя, использование роллов – это вообще тема для большой статьи.
Бывают длинные и короткие роллы. Попробую «на буквах» изобразить короткий ролл:
Пример:
Ход < D G > – где G в два раза длиннее D, вот она и превратится в ролл.
D (GAGF#G) – где A (cut) и F# (tip) - очень быстрые и легкие движения безымянного пальца левой руки и указательного правой.
slide
Плавное перетекание из одной ноты в другую.
Наиболее выразителен в медленных мелодиях - эйрах и лэментах (air, lament). Хотя и в быстрых мелодиях slide тоже создает определенный колорит.
На языке классической музыки это зовется глиссандо.
Пример:
Делаем слайд из F# (XXX X00) в G (XXX 000). Начинаем с F# и плавно приподнимаем указательный палец постепенно открывая дырочку и "переползая" в ноту G.
Тоже самое можно сделать в обратном порядке из G в F# закрывая указательным пальцем дырочку.
Технический момент: классический метод подобного глиссандо заключается в постепенном сдвигании кончика пальца с дырки. Я же предпочитаю это делать перекатыванием пальца по корпусу висла. При этом немного опускается вся кисть руки.
(с) by Athepiper